потребительский спрос, опрос, фом, нафи, ндс, торговля, средний чек

НДС еще не подняли, но он уже ударил
по карманам граждан

потребительский спрос, опрос, фом, нафи, ндс, торговля, средний чек

Динамика среднего чека (LFL) розничных сетей год к году, %. Источник MMI

Потребительский спрос в России становится явлением удивительным. Согласно одним опросам, граждане чаще ходят в магазины, согласно другим – сокращают покупки. Почти схожим образом ведет себя и статистика. Розничная торговля за шесть месяцев увеличилась  на 2,6%. Подобный рост мог бы свидетельствовать о возросшей  потребительской активности россиян. Но, судя по корпоративной отчетности основных ретейлеров, наблюдается, наоборот, как ухудшение ситуации с выручкой, так и снижение среднего чека, что вряд ли свидетельствует об оптимизме покупателей, сообщают экономисты.

Розничная торговля вышла из кризиса, рапортовали ранее в Росстате. Согласно данным ведомства, оборот розницы в июне составил 2,5 трлн руб., что на 3% выше показателей прошлого года. 

При этом за первые полгода оборот составил 14,5 трлн руб, что также на 2,6% выше прошлогодних показателей. Что примечательно, продажи непродовольственных товаров растут даже быстрее. Так, за январь–июнь 2018-го оборот продовольственных товаров увеличился на 2,2% к тому же периоду прошлого года, непродовольственных – почти на 3%.

И большая часть оборота (94%) пришлась на торговые организации и индивидуальных предпринимателей, следует из данных Росстата. Для сравнения, доля в торговле розничных рынков и ярмарок не достигает и 6%. Крупные торговые организации показывают и больший рост – за шесть месяцев их оборот увеличился на 3%, тогда как у ярмарок, наоборот, он сократился на 5%.

Заметим, за те же полгода реальные располагаемые доходы россиян увеличились на скромные 1,6%. Причем можно говорить даже о стагнации. В июне в годовом выражении они увеличились всего на 0,2%, а в мае – на 0,1%. Тем не менее, формально у чиновников есть все основания считать, что потребительский спрос в стране восстанавливается.

И казалось бы, это вполне похоже на правду: розница растет, а большая часть денег населения остается у крупных игроков рынка. Однако текущая корпоративная отчетность крупнейших отечественных ритейлеров говорит нам о другом, отмечают экономисты. В частности, директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития) обращает внимание на динамику LFL-чека (Like for Like, или среднего чека в сопоставимых универмагах) в крупнейших розничных сетях. «У всех ухудшение динамики роста. Не сильное. Но устойчиво вниз. У «Магнита» –3,1% год к году, у X5 –0,7% году к году, «Лента» +2% год к году (в первом квартале было +5,5% год к году)», – пишет экономист в своем Telegram-канале MMI. При этом инфляция во втором квартале была 2,4% год к году, продовольственная инфляция – 0,4% год к году, продолжает экономист. «То есть у двух крупнейших сетей динамика среднего чека отрицательная. Это говорит о том, что люди продолжают экономить, тратя с каждым походом в магазин все меньше», – делает вывод Тремасов.

Такой вывод, по мнению экономиста, подтверждают и данные последнего опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ) по инфляционным ожиданиям и потребительскому настроению россиян, проведенного для Центробанка (ЦБ). Отметим, данные опроса 2 тыс. человек из 55 субъектов РФ ЦБ опубликовал в конце прошлой недели. Тремасов же обращает внимание на резко увеличившееся в июле число респондентов, которые сокращают покупки товаров и продуктов. Так, 27% опрошенных ответили, что начали совершать покупки реже или отказываться от некоторых товаров. Месяцем ранее такой стратегии придерживался каждый четвертый россиянин. Кроме того, следует из исследования, сегодня 35% стали покупать более дешевые продукты и товары, тогда как месяцем ранее так поступало 30% респондентов.

Заметим, выводы ФОМа идут вразрез с результатами других социологических опросов, указывавших на прямо противоположную тенденцию – рост числа россиян, у которых улучшилось финансовое состояние. Так, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), доля граждан, которые не испытывают нехватку денег, с сентября прошлого года по май 2018-го выросла в 1,6 раза и достигла 31% (см. «НГ» от 23.07.18).

Действительно, соглашается аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин, с апреля наблюдается ухудшение потребительских настроений, причем на фоне роста реальных располагаемых доходов. По мнению эксперта, такая особенность связана с тем, что домохозяйства сегодня в значительной мере экономят по привычке. Кроме того, граждане продолжают наращивать сбережения. Нигматуллин, в частности, ссылается на прежние опросы ФОМа для ЦБ, из которых следует, что с июня 2016-го по июнь 2018-го на 9 процентных пунктов (п.п.) увеличилась доля тех, кто наращивает сбережения (с 21% до 30%). К слову, доля тех, кто не изменил размер сбережений, увеличилась менее значительно – с 48% в июне 2016-го до 52% в июне 2018-го. «Это (увеличение сбережений. – «НГ») следствие продолжающейся экономии при растущих реальных доходах. Таким образом, потребительское оживление действительно откладывается, но не по причинам нового кризиса, а в связи со сформировавшейся за годы экономии привычкой мало тратить и негативным новостным потоком про рост цен на бензин, обсуждаемое увеличение пенсионного возраста, повышение налога на добавленную стоимость (НДС) и т.п.», – делает вывод аналитик.

У 64% респондентов нет сбережений вовсе, а среди оставшихся 36% 16% указали на то, что их накопления стремительно уменьшаются в связи с необходимостью совершения текущих трат, обращает внимание директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «Таким образом, в текущих условиях фундамент для роста розницы не заложен, как раз наоборот, сейчас, в свете увеличения ставки НДС и ускорения темпов инфляции, можно предполагать, что в конце года продуктовый ретейл может впервые сильно огорчить инвесторов публикацией своих отчетностей», – не исключает он.

Вместе с тем снижение среднего чека даже у лояльных покупателей, о чем свидетельствует статистика по среднему чеку в розничных сетях (то есть в «старых» магазинах, без учета открытия новых), говорит о том, что даже постоянные покупатели пока не готовы существенно увеличивать свои затраты, замечает замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова. «С кризисных времен покупатели привыкли жить в режиме экономии, и пока, на наш взгляд, нет оснований для выводов о том, что наступает потребительское оживление. Реальные доходы пока восстанавливаются очень медленно. А рост розничных продаж вызван в основном легкой доступностью потребительских кредитов и покупками в кредит», – рассуждает эксперт. Кроме того, принятый закон о повышении НДС с 1 января 2019 года также будет уже в этом году подталкивать розничные цены вверх и снова заставлять покупателей экономить, рассуждает экономист.

Хотя, как считает доцент кафедры экономики и статистики Российского экономического университета Александр Тимофеев, так категорично высказываться о снижении потребительской активности пока рано. «К примеру, только рост интернет-торговли оценивается в 22–24%. Что же касается регионов, то лето – это традиционно дачный сезон, – объясняет он. – То есть люди преимущественно производят продукцию для своих нужд и формируют свой рацион питания в большей степени за счет продуктов, выращенных на приусадебных участках».


Источник: https://www.ng.ru/economics/2018-07-30/1_7277_spros.html

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *