Потребительский спрос (далее – спрос) – это желание и возможности людей приобретать товары на рынке. Спрос называется потребительским потому, что товары приобретаются для собственного потребления, а не последующей их перепродажи.

Спросом не является:
1) если есть желание, но нет возможности (нет денег) купить товар;
2) если есть возможность, но не нет желания.

Таким образом, под спросом понимают ситуацию, когда желания и возможности людей совпадают.

Различают:
1. Индивидуальный спрос – спрос конкретного потребителя на конкретный товар при различных ценах.
2. Рыночный спрос – спрос всех потребителей на конкретный товар при различных ценах.

Предположим, если цена товара составит 100 $ за штуку, то по этой цене товар купит один человек. При цене 90 $ товар купят два человека. Следовательно, суммарная величина спроса будет равна трём. Потому, что при цене 90 $ товар купят не только 2 человека, но ещё и тот покупатель, который готов был заплатить дороже (100 $). При цене 80 $ товар купят три человека. Суммарная же величина спроса будет равна шести. Потому что при цене 80 $ товар купят не только три человека, но и те, кто готов был заплатить дороже, и т.д. Предположим, данные о спросе на товар представлены в виде таблицы.
Нажмите на изображение для увеличения.

Название:	Таблица_спрос.jpg
Просмотров:	1
Размер:	37.0 Кб
ID:	26867443
Изобразим данные таблицы графически. По вертикальной оси указаны значения цены (обозначим буквой «P» от англ.слова Price, что переводится как цена. В качестве обозначения взята заглавная буква этого слова). По горизонтальной оси указаны значения суммарной величины спроса (обозначит буквой «Q» от англ.слова Quantity, что переводится как количество. В качестве обозначения взята заглавная буква этого слова).
Нажмите на изображение для увеличения.

Название:	График спроса.jpg
Просмотров:	1
Размер:	22.8 Кб
ID:	26867447
Сам график спроса обозначается буквой «D» от англ. слова Demand, что переводится как спрос.

Основным фактором, влияющим на величину спроса (величина спроса – это количество товара, на которое предъявлен спрос), является цена. Следовательно, между ценой и величиной спроса существует зависимость, причём обратная: чем выше цена, тем меньше величина спроса, и наоборот. Такую зависимость назвали законом спроса. Закон гласит, что с повышением цены товара величина спроса сокращается, и наоборот.

В основе закона спроса лежат следующие обстоятельства:
1. Здравый смысл и жизненный опыт покупателей. Более низкая цена стимулирует купить товар, причём в бóльшем количестве. Более высокая цена заставляет отказаться от покупки и, если покупатель вынужден приобрести товар, то он купит этого товара меньше.
2. Действие принципа убывающей предельной полезности (предельная полезность – полезность, которую получает человек от потребления каждой дополнительной единицы блага). Согласно принципу убывающей предельной полезности, потребитель купит дополнительную единицу товара при условии, что цена этого товара будет ниже. В связи с этим часто можно увидеть рекламу типа: «Купите пару обуви, вторую получите с 30% скидкой!» или «Купите две бутылки кока-колы третью получите в подарок!»
3. Действие эффекта дохода и эффекта (субституции) замещения. Эффект дохода проявляется в том, что при более низкой цене человек может позволить купить больше данного товара не отказывая себе в покупке других товаров. Например, цена 1 кг бананов составляет 2 BYN. Человек может позволить себе потратить 10 BYN в неделю на покупку бананов. Следовательно, он сможет купить 5 кг бананов в неделю. Если цена бананов снизится, например, до 1 BYN за килограмм, то человек как бы реально станет богаче, то есть на те же деньги (10 BYN) он сможет купить бананов больше – 10 кг. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене человек стремится купить данного товара больше вместо аналогичных товаров. Поскольку цена на бананы снизилась, то потребители начнут бананами замещать те фрукты, цены на которые не менялись, то есть в голове потребителей другие фрукты (яблоки, груши, апельсины и т.д.) теперь стóят дороже.
Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В ситуации с покупкой товара нормального качества (большинство товаров – товары нормального качества) эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении. В ситуации с покупкой низкокачественного товара (низкокачественный товар – это товар, чьи потребительские качества не высокие. К ним относятся, например, бессортовые колбасные изделия, сливочное масло и сыры с низким содержанием жира и т.д.) эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. Однако часто встречается и такое описание ситуации, когда повышение цены приводит к увеличению спроса на товар. Причём этот товар занимает значительную долю в структуре потребления, то есть на его покупку приходится бóльшая часть всех потребительских расходов. Такой товар называется товаром Гиффена (по имени английского экономиста Роберта Гиффена). Если, например, проанализировать структуру потребления среднестатистического белорусского пенсионера, то он преимущественно расходует средства на приобретение таких продуктов питания, как хлебобулочные изделия, молочная продукция, яйца, крупы, картофель. Если цены на эти товары вырастут, то пенсионер увеличит потребление этих товаров. И, следовательно, если он раньше покупал, кроме перечисленных продуктов, немного сосисок, мяса, рыбы, то от их покупок ему придётся отказаться, поскольку на их приобретение не хватит денег.

Можно привести и другие примеры нетипичного поведения потребителей.

1) Эффект присоединения к большинству проявляется тогда, когда потребитель приобретает тот же товар, что и большинство других людей, следуя общепринятым нормам. Например, джинсовая одежда очень удобная, нарядная, долго носится и не выходит из моды. Можно сказать, что у каждого человека в гардеробе есть брюки, или юбка, или рубашка из джинсовой ткани.
2) Эффект сноба – это эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют данный товар, а сноб не хочет быть как все и поэтому отказывается от покупки товара, который доступен для большинства людей. Этот эффект наиболее заметен, когда девушки выбирают себе или платье для выпускного вечера, или подвенечное платье.
3) Эффект Веблена (по имени америк. экономиста Торстейна Веблена) – это эффект увеличения спроса из-за того, что товар имеет более высокую цену, то есть человек покупает более дорогостоящий товар из-за его престижности.

Как было указано ранее основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Однако можно выделить и другие неценовые факторы, влияющие на сам спрос. К ним относятся:
1) вкусы, мода и предпочтения. Если какой-то товар выйдет из моды, то покупатели перестанут приобретать данный товар;
2) число покупателей на рынке. Например, в период бэби-бума число покупателей на рынке детских товаров растёт;
3) доходы покупателей. Причём, если товар нормального качества, то с увеличением доходов покупателей спрос на этот товар растёт. Если товар низшего качества, то с увеличением доходов покупателей спрос на этот товар снижается;
4) цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Если товары взаимозаменяемые (помидоры и огурцы), то рост цены на один товар вызовет рост спроса на другой товар. Если товары взаимодополняемые (цифровой фотоаппарат и карта памяти к нему), то рост цены на один товар вызовет падение спроса на другой товар;
5) ожидания покупателей относительно изменения цены товара в будущем. Если покупатели ожидают, что цена товара в будущем вырастет, то они увеличат покупки этого товара в текущем периоде. А, если покупатели ожидают в будущем снижение цены товара, то в текущем периоде они сократят покупки данного товара.

Источник: https://forexdengi.com/forum/forum-treyderov/forekspediya-konkurs-luchshih-otvetov-finansy/96195-chto-takoe-potrebitelskiy-spros

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *